Шнек
Шнеки (винтовые конвейеры) широко используются в технологических линиях строительного, химического и мукомольного производства для транспортировки сыпучих материалов от мест хранения (силоса) к дозирующим, перемешивающим и другим устройствам.
Устройство шнека
Шнек (шнековый конвейер) представляет собой цилиндрический корпус (трубу) с загрузочным и разгрузочным окнами на противоположных концах. Внутри корпуса на подшипниковых опорах установлен подающий винт (шнек). При вращении шнека, что осуществляется с помощью приводного двигателя, подключенного через редуктор, материал захватывается лопастями винта и перемещается вдоль корпуса от загрузочного отверстия к разгрузочному. Винтовые конвейеры могут перемещать материал в горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях.
Корпус
Корпус винтового конвейера состоит из секций длиной 3-6 м, соединенных болтами. Секции обычно имеют цилиндрическую форму, а на их концах приварены фланцы для соединения с другими секциями или крепления торцевых стенок с подшипниковыми узлами. Длина горизонтального винтового конвейера может достигать 40 м, а вертикального – 30 м. Для загрузки и выгрузки материала предусмотрены патрубки, количество, форма и размеры которых определяются потребностями технологического процесса. Под загрузочным патрубком предусмотрен инспекционный люк для прочистки шнека в случае засора. Фланцы на концах патрубков обеспечивают жесткое соединение винтового конвейера с другими звеньями транспортной цепи.
Внутри корпуса вращающийся винт также состоит из отдельных секций и представляет собой трубчатый или сплошной вал с приваренной по спирали стальной полосой толщиной 4-8 мм. В зависимости от свойств транспортируемого материала и требуемых функций (перемешивание, объемное дозирование и т. д.), винт шнека может быть сплошным, ленточным, лопастным, а также одно-, двух- или трех-заходным. Сплошной винт используется для транспортировки материалов с высокой подвижностью. Ленточный винт представляет собой полосу, монтируемую с зазором к валу, и предназначен для подачи вязких, налипающих или мелкокусковых материалов (гравий, известняк и т. д.). Лопастные винты применяются для транспортировки материалов имеющих высокую слеживаемость и плохую подвижность, а также для перемешивания транспортируемого продукта.
Подающий винт
Подающий винт крепится в подшипниковых узлах на торцах корпуса. Для защиты подшипниковых узлов от попадания частиц материала вал шнека имеет надежные уплотнения. В целях повышения надежности подшипниковые узлы могут монтироваться в отдельном корпусе. Длинные винты требуют установки дополнительных (промежуточных) подшипниковых опор, а на корпусе под каждой промежуточной опорой предусмотрен ревизионный люк для ее замены при износе.
Вращение подающего винта осуществляется через редуктор, позволяющий регулировать скорость вращения, а следовательно - производительность шнека. Мощность электродвигателя подбирается в зависимости от размеров шнека, характеристик транспортируемого материала и требуемой производительности. При необходимости объемного дозирования шнек дополнительно комплектуется векторным преобразователем.
Преимущества
Преимущества шнеков включают их закрытость, компактность, простоту конструкции, легкость в эксплуатации и обслуживании, а также возможность объемного дозирования материала и экологичность при транспортировке пылящих материалов. К недостаткам относятся износ внутренней поверхности корпуса и лопастей винта, истирание материала и относительно высокий расход энергии.