Шлюзовой затвор
Шлюзовые затворы служит для выдачи сыпучих материалов из разгрузителей пневмотранспортных установок, циклонов, фильтров и других устройств, давление в которых отличается от атмосферного. При этом шлюзовые затворы препятствуют попаданию атмосферного воздуха в установку с пониженным давлением, либо предотвращают выход газов из системы с повышенным давлением, помогая тем самым сохранять давление в установке на постоянном уровне.
Кроме герметизации разгрузочных камер, шлюзовые затворы обладают также свойством равномерной регулируемой подачи сыпучего материала, что дает возможность их использования в составе различных технологических линий в качестве объемных дозаторов.
Шлюзовые затворы широко применяются во многих перерабатывающих и производственных отраслях, они часто используются при пневматической транспортировке и сепарации сыпучих строительных материалов, продуктов зерноперерабатывающей и мукомольной промышленности.
Шлюзовой затвор состоит из чугунного корпуса цилиндрической формы, внутри которого вращается восьмилопастный ротор. Загрузочный и разгрузочный патрубки шлюзового затвора крепятся к другим единицам технологического оборудования с помощью присоединительных фланцев, и могут иметь жесткую фиксацию или соединяться с применением мягких вставок без ущерба герметичности соединения.
Выгружаемый материал поступает в верхнее отверстие затвора и попадает в полость, ограниченную двумя лопастями ротора. При повороте ротора материал перемещается в нижнюю часть шлюзового затвора, где происходит его выгрузка. Для обеспечения герметичности, лопасти устанавливаются с минимальным зазором по отношению к внутренней части корпуса (менее 0,15 мм) и со стороны торцевых крышек уплотняются войлочными сальниками. Мощные подшипниковые узлы гарантируют точную центровку и отсутствие деформации вала ротора. Имеются конструкции шлюзовых затворов с лопастями, подпружиненными в месте их крепления к ротору, что обеспечивает их плотное прилегание к корпусу даже при работе с абразивными материалами, вызывающими быстрый износ внутренней поверхности корпуса шлюзового затвора. Для повышения износостойкости лопасти могут быть изготовлены из стойкого полимерного композита, полости ротора могут облицовываться сменными пластинами, устойчивыми к истиранию, а также стойкими к высокотемпературным режимам.
Для плавной и непрерывной подачи материала лопасти роторного механизма монтируются под углом к оси вращения. Выравнивание давления в полости ротора с захваченным материалом происходит при прохождении им мимо специальных продувочных отверстий в корпусе. После этого материал перемещается в нижнюю часть затвора, выгружается и поступает дольше по назначению. Таким образом продукт перемещается непрерывным потоком из верхней части шлюзового затвора в нижнюю, и происходит это без потерь давления в пневматической установке.
Производительность шлюзовых затворов зависит от частоты вращения ротора и объема ячеек для захвата материала. Конструкция электропривода шлюзового затвора позволяет изменять скорость вращения от 10 до 30 оборотов в минуту, что дает возможность объемного дозирования выгружаемого материала. В зависимости от величины шлюзового затвора, производительность за один оборот может быть от 5 до 38 литров. Средняя производительность шлюзовых затворов, используемых при работе с цементом – 5-10 м3/час. При работе со взрывоопасными материалами используется взрывобезопасное исполнение шлюзового затвора и его привода.